Воскресенье, 28.04.2024, 02:15Приветствую Вас Гость | RSS
География моих путешествий по миру и не только
Меню сайта
Категории раздела
Иркутск [2]
История Иркутска, достопримечательности Иркутска, фотографии
Зарайск [1]
История Зарайска. Зарайский Кремль. Достопримечательности Зарайска
Тутаев (Романов-Борисоглебск) [2]
История Тутаева. Достопримечательности Тутаева. Карта Тутаев Карта города Тутаев (Романов-Борисоглебск)

Каталог статей


Главная » Статьи » Тутаев (Романов-Борисоглебск)

Достопримечательности, храмы Тутаева (Золотое кольцо России)

Город Тутаев, в прошлом Романов-Борисоглебск, расположен в 40 км вверх по Волге от Ярославля на пути к Рыбинску. Он не отмечен в древности важными политическими события¬ми, но вместе с тем многие явления отечественной истории оставили в его жизни свой след. Более всего го¬род известен своими архитектурно-художественными памятниками и живописным месторасположением заметным и узнаваемым среди других старинных городов Поволжья. Волга в этих местах пересекает Угличско-Даниловскую возвышенность, протянувшуюся с северо-востока на юго-запад Ярославской области, вздымая берега на 40-метровую высоту. Высокие, увенчанные храма¬ми прибрежные холмы, по которым свободно и просторно раскинулись городские кварталы, разделены глубокими оврагами. Широкая Волга открывает неповторимые виды на го¬род и его окрестности. Ощущение одновременно простора и уюта присутствует на его старых улицах. Живописный ландшафт и памятники архитектуры создают яркий, эпически возвышенный ансамбль — один из самых поэтичных и запоминающихся на Волге. Побывав здесь однажды, сюда хочется приехать вновь, чтобы увидеть эту красоту, мысленно слиться с волжскими просторами.

ХРАМЫ БОРИСОГЛЕБСКОЙ СТОРОНЫ

Знакомство с историческим наследием города удобнее начинать с правого берега, приехав сюда из Ярославля или Рыбинска. Памятниками, определяющими вид и красоту старого города, являются стоящие на волжских берегах храмы — основные места посещения многочисленных паломников и туристов. Среди них главная святыня и выдающийся памятник русской архитектуры и живописи - Воскресенский собор.

Воскресенский собор
Облик собора формировался десятилетиями. Начальная дата его строительства — 1640-е годы, когда на средства жителей дворцовой Ловецкой слободы началось возведение шатровой церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. К 1652 году храмовая часть с двумя приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и свв. Бориса и Глеба, увенчанная шатрами, была уже практически построена. Об окончании работ и освещении церкви свидетельствует ныне бережно сохраняющаяся на западной стене нижнего храма надпись. Однако спустя восемнадцать лет, испросив разрешения у ростовского владыки, жители начали разборку церкви, шатры которой «расселись от тягости».
Поставив собор на старом фундаменте, мастера решили основную задачу распределения архитектурных масс, воздвигнув торжественное и нарядное здание.
Размеры Воскресенского собора огромны: длина — 35 м, ширина — 30 м. Особенно поражает его высота: до вершины креста — 49 м 68 см. Это едва ли не в полтора раза выше сосед¬ней колокольни — 35 м 28 см, перестроенной около 1856 года.
Удивляет своей насыщенностью и разнообразием мотивов декор фасадов, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, свисающие с многочастного дробного кар¬низа, — всё пронизано духом какой-то по-венециански пышной роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот удивительный храм. По одной версии, ее автором является великий художник Древней Руси — Дионисий Ферапонтовский (ок. 1440-1520), работы которого в прошлом неоднократно приписывались Дионисию Глушицкому.
Богат собор и памятниками древнерусской деревянной резьбы. В первую очередь это касается врезанного в икону креста с Распятием, помещенного в специальный большой киот у западной грани северо-западного столба собора. Сама же икона, которую можно осторожно отнести к XVII веку, некогда являлась храмовым образом, те в центре ее было «Воскресение Христово», а вокруг в 36 клей¬мах — Страсти Господни. В XVIII столетии образ перенесли из местного яруса иконостаса к западному столбу, а в центре его врезали деревянное Распятие. Тогда же в среднике, по сторонам креста были написаны изображения предстоящих. Большой интерес вызывает фигура распятого Христа, напоминающая работы XIV века.
Выдающимися произведениями народной резьбы по праву считаются львиные подножия клиторских мест. Возможно, мастеру были известны подобные образы и в других городах, в частности, в церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Благовещенская церковь
Другим памятником, игравшим заметную роль в облике правобережья, является Благовещенский храм, по¬строенный в пределах села Ново-Благовещенье в 1660 голу. В нем было два престола: Благовещенье Богородицы и св. Митрополита Алексия. Это один из немногих памятников города, который не пощадило время. От него остался кубический объем, но и эти руины не лишены обаяния древности. Поставленная у Ярославской дороги на береговом скате церковь была визуально связана с Воскресенским собором и ансамблем Казанской церкви на левобережье.

ХРАМЫ РОМАНОВСКОЙ СТОРОНЫ

Посещение храмов левобережной стороны и путешествие по улицам старого Романова следует начинать с исторического ядра волжского городка Романова городища и стоящего в его валах Крестовоздвиженского собора. Сюда можно добраться из Ярославля или Рыбинска, переехав там Волгу по одному из мостов или переправиться через реку на пароме в самом Тутаеве.
Валы Романова городища насыпаны в 1468 году на месте первых укреплений по распоряжению великой княгини Марии Ярославны. Их общая длина — 270 м. Они прикрывали крепость с наиболее уязвимых напольной восточной и южной сторон. С севера и запада земляные укрепления ограничивали крутые высокие берега Волги и речки Медведки. Здесь строители только немного подсыпали и выровняли береговую кромку под основание деревянных стен, когда-то стоявших на валах и по берегам.
Крестовоздвиженский собор
Начало строительства Крестовоздвиженского собора предположительно относится ко 2-й пол. XVI века — ко времени, когда Иван IV Грозный принял решение отдать город в наместничество ногайским татарам-мурзам. Вслед за этим решением из Моск¬вы от царя, по-видимому, последовал указ — строить в Романове, в кремле, на месте ветхой деревянной каменную церковь, дабы сооружением ее повысить роль местного духовенства в деле христианизации переселенных татар. Строительство ее велось на средства, которые поступали из царской казны, и скорее всего, силами москвичей. К концу XVI века собор был построен и расписан.
Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившими его первоначальный облик. Для того что¬бы по достоинству оценить изначальное сооружение, надо мысленно восстановить его покрытие, односкатную крышу апсид заменить волнистой, посводчатой; убрать из поля зрения более поздние приделы и шатровую колокольню, а также снять вокруг собора грунт на глубину около 50 см. Очищенный от «скорлупы» поздних пристроек, он неожиданно окажется зданием компактным по объему, лаконичным по декору и на редкость похожим на соборные храмы грозненского времени.
После Смутного времени в Романове первым делом было решено восстановить именно этот собор. Так на нем появилась новая кровля, были поправлены своды, к концу 1640-х годов пристроили паперть с западной стороны, а у южного фасада поставили придел в имя Смоленской иконы Божией Матери.
В начале 1650-х годов паперть собора была расписана. Вероятно, работы возглавлял крупный мастер стенного писания той поры костромич Василий Ильин (Запокровский). Под его руководством трудились и начинающие, впоследствии знаменитые художники — Гурий Никитин и Сергей Васильев.
Принято считать, что Василием Ильиным как главой артели выполнялись росписи на библейские сюжеты, в частности, к ним относится «Сотворение мира». С первого взгляда, даже при значительных утратах авторской живописи, эта сцена покоряет воображение высоким артистизмом, свойственным одаренным художественным натурам.
На царскую ругу размером в 100 рублей и на собранные с населения «соборные деньги» у северо-западного угла была поставлена колокольня. В ее облике немало общих черт с московскими колокольнями середины — 2-й пол. XVII века
К концу 1650-х годов собор уже представлял собой храм с южным приделом и шатровой колокольней, планом и формами заметно напоминающий ярославские церкви той же поры. Когда в 1670-х к северному фасаду собора пристроили второй придел во имя Введения Богородицы, завершив его таким же шатром, но украсив иным декором, то главный романовский соборный храм, фланкированный приделами, и вовсе внешне стал напоминать распространенный тип ярославского посадского храма 2-й пол. XVII века.
К последней четверти XVII века строительные работы в соборе были завершены. Оставалось лишь устранить бросающееся в глаза несоответствие свежей, недавно законченной росписи соборной паперти и старой, местами утраченной стенописи храмовой части. С этой целью в 1676 году стены собора были вновь украшены фресками.
В артель, которую возглавлял Гурий Никитин, входили не только костромичи, но и ярославцы. В ее составе, согласно предположению некоторых исследователей, находился известный ярославский художник середины XVII века Севастьян Дмитриев.
Достаточно беглого взгляда на фрески, чтобы сразу же сделать вывод об особенностях системы соборной росписи. Здесь, например, наряду с традиционными сюжетами есть и такие, чье место определялось их значением в условиях новой исторической обстановки. Если в куполе центрального барабана согласно традиции располагался Пантократор, «с высоты небесной озирающий Вселенную», то на восточном простенке, где обычно размещалась храмовая сцена или часть развернутого Богородичного цикла, теперь была «Троица Новозаветная». Ее включение в систему стенописи, явно противоречащее постановлениям Церковных Соборов 1666-1667 годов, по мысли составителей или исполнителей росписи было призвано подчеркнуть идею троичности Божества в ее «более философском» новгородском варианте.

Паломничество по романовским храмам следует продолжить посещением церкви Вознесения, в народе называемой Леонтиевской. Она расположена к югу от валов. Название произошло от деревянного храма, стоявшего ближе к берегу еще в XVI веке. Существующий храм был заложен в 1795 году. В нем четыре престола: Вознесения Христова, Знамения Богородицы, св. Параскевы Пятницы и св. Леонтия Ростовского.
Это посадский храм с характерным трехчастным построением плана, теплой церковью на первом этаже, шатровой колокольней над притвором. С юга к нему примыкает крыльцо. Декоративное убранство лаконично. Восмерик колокольни декорирован горизонтальными поясами, по фасадам под окнами второго этажа про¬ходят ряды нишек и «сухарика». Особенно хорош храм виден со стороны южного фасада: геометрически правильный и не лишенный стройности.
Двигаясь с юга на север по Волжской набережной и центральным улицам, можно осмотреть все храмы, старые дома и постройки, представляющие различные эпохи развития русской провинциальной архитектуры.
Город в основном сохранил свои церкви, основу пространственной композиции и живописного пейзажа, но XX век не обошелся без утрат. В центре были разобраны два храма.

Церковь Воскресения Господня (не сохранилась)
Недалеко от берега в начале улицы Даниловской (ныне — Панина) стояла церковь Воскресения, построенная в 1802 году и игравшая роль «посадского собора». Церковь представляла со¬бой трехчастный храм, имевший приземистую основную часть в виде куба, с вытянутого по оси север — юг; низкой трапезной и составленной из трех убывающих «нарышкинских» восмериков колокольни, поставленных на массивный четверик, под которым располагался вход в храм.
Спасская церковь (не сохранилась)
Другая церковь — Спасская — стояла на Торговой площади. Она была построена в 1704 году на месте сгоревшего деревянного храма Высокая, кубической формы храмовая часть была увенчана пятиглавием с высокими барабанами. С запада к нему примыкала небольшая трапезная, над входом в которую стояла стройная колокольня, завершенная тонким высоким шатром Композиция и декор памятника, а так же освещение придела в честь Трех Святителей, среди которых Григорий Богослов, позволяют предположить, что церковь сооружалась по заказу и на средства крупнейшего промышленника того времени — Григория Строганова и может быть отнесена к «строгановской» архитектурной школе.

Казанская церковь
Ближайшая к центру Романова Преображенско-Казанская церковь (1756-1758). Она стоит на подсыпной, укрепленной валунами площадке с расположенной выше отдельно стоящей колокольней, образуя врезанный в откос берега ансамбль, играющий ведущую роль в панораме Романовской стороны. Когда-то на этом месте располагался небольшой монастырь. В 1588 году в Никольский храм этой обители романовский житель Герасим принес из Казани чудотворный список Казанской иконы Богоматери. В Смутное время эта святыня попала в Ярославль, где и осталась, положив начало Ярославскому Казанскому женскому монастырю. Всего в двухэтажном храме пять престолов. В нижней церкви — в честь Рождества Богородицы и прп. Макария Унженского; в верхней — Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Под колокольней храма погребен почитаемый в городе юродивый Онуфрий.
В построении и декоре храма многое от предшествующего XVII ве¬ка: двухэтажная церковь бесстолпная, с трапезной, галереей и примыкающим к ней с севера крыльцом. Карниз из поребрика, наличники с килевидным подвышением, аркатура на барабанах завершения, «взлетающий» лестничный всход на «ползучей» арке и колокольня — знаменитая «ярославская свеча».
По преданию, для укрепления береговой линии, прилегающей к храму, в свое время обязывали всех при¬бывающих в город или проплывающих мимо торговых людей свозить сюда камни и валуны, которые видны до сих пор.

Спасо-Архангельская церковь
Следующий вверх по течению Волги расположенный недалеко от Казанской церкви большой двухэтажный Спасо-Архангельский храм. В нем два престола: верхний — во имя иконы Владимирской Божией Матери и нижний — во имя Всемилостного Спаса Церковь стоит недалеко от берега и поэтому играет видную роль в строе высотных доминант волжского «фаса¬да» города Строительство храма началось в 1746 году и велось более 20 лет. В 1855 году в связи с сильным влияни¬ем старообрядчества в городе церковь стала единоверческой. Сюда были свезены десятки старинных икон, в их числе и большая икона Спаса XVII века. К сожалению, многое из этого богатого наследия утрачено.

Покровская церковь
В конце ул. Ушакова, на площади, где в старину устраивались ярмарки, стоит Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то здесь существовал Новопокровский мужской монастырь, упраздненный в 1771 году.
Существующий храм построен в начале XVIII века. Вероятно, что первоначально строители замышляли воздвигнуть высокую трехчастную церковь, но война и петровские ограничения каменного строительства в провинции не позволили это сделать, и церковь была превращена в односветный приземистый храм «базиакального» типа, какие встречаются в соседнем Ярославле в приходских храмовых комплексах, состоящих из высокого летнего и небольшого «теплого» зимнего храмов. Этот храм не закрывался в XX веке и поэтому сохранил свое внутреннее убранство. На церковной паперти сохранились росписи XVIII века, правда, под более поздними записями. В храме находится местночтимый образ Богородицы «Прибавление ума». Престолов в храме два: Покрою Богородицы и свв. Зосимы и Савватия — соловецких чудотворцев.

Троицкая церковь
Строй прибрежных романовских храмов на северной окраине города завершает Троицкая церковь «на погосте», расположенная на прибрежном холме за Троицким ручьем. Она построена в 1783 году. В ней три престола: Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца и пророка Ильи. При подходе к Троицкому погосту со стороны города за крутыми скатами берега Троицкого ручья открывается редкая по красоте картина — в центре большого прибрежного холма стоит одинокая, устремленная к волжским просторам церковь со стройной колокольней. Сдержанный декор раннего классицизма не нарушает лаконичный, рассчитанный па восприятие с больших расстояний образ.
Рядом с храмом редкий памятник архитектуры малых форм — часовня-склеп семьи романовского нотариуса В.Ф.Маслока в неорусской стилистике, как и его стоящий рядом с Казанской церковью дом.

Церковь свт. Тихона Амафунтского
Последняя по времени постройки на Романовской стороне — старообрядческая церковь Тихона Амафунтского (1914), решенная также в неорусском стиле. Небольшой краснокирпичный храм затерялся в рядовой застройке старой улицы, являя отзвук давних событий, ярко проявившихся на Романовской земле.

Карта города Тутаев (Романов-Борисоглебск)

Фото Тутаева (фото Романов-Борисоглебск)

Категория: Тутаев (Романов-Борисоглебск) | Добавил: Kutekroma (15.04.2011)
Просмотров: 6623 | Теги: Романов-Борисоглебск, достопримечательности Тутаева, карта Тутаев, храмы Тутаева, соборы Тутаева, Золотое кольцо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Где Вы уже побывали?
Всего ответов: 48
Время, погода и ссылки
Яндекс.Погода



Яндекс.Погода
СЕРЕБРО, цены ЦБ РФ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск